Блокадный хлеб
«Блокадный хлеб»
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
…О, мы познали в декабре –
не зря “священным даром” назван
обычный хлеб. И тяжкий грех –
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
О. Ф. Берггольц
23 января Пестенькинская сельская библиотека провела час памяти «Блокадный хлеб» в отделении милосердия «Резиденция цветов».
В ходе мероприятия библиотекарь показала, как выглядел кусочек блокадного хлеба, талон, по которому жителям блокадного Ленинграда выдавали паёк, раздала листовки с описанием состава хлеба, который выпекли в блокадном Ленинграде. На телеэкране транслировалась видеопрезентация «Блокада Ленинграда», посмотрели видеоролик «У вечернего костра» на стихотворение местной поэтессы Абрамовой Татьяны Петровны, звучали стихи ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, звучала симфония № 6 Д. Шостаковича.
Библиотекарь рассказала о том, через какие испытания и муки пришлось пройти жителям осаждённого города. В годы блокады на жителей города обрушился страшный голод, не было ни топлива, ни электричества. Изможденные люди жили в неотапливаемых домах, водопроводы и канализации замерзали. Паёк для работающих постоянно уменьшался, и к концу 1941 года дошел до 250 граммов хлеба рабочим, а иждивенцам и детям по 125 граммов хлеба на ВЕСЬ ДЕНЬ! Только хлеба и больше ничего. Вспомнили о том, что свыше 630 тысяч ленинградцев погибли от голода, более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. Каждый участник мероприятия получил памятку «Блокадный хлеб», все желающие прочли стихи. Завершилось мероприятие минутой молчания в память о погибших ленинградцах.
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил…
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок,
Кусок, не подаривший жизнь…
Лежащий здесь – у ваших ног.
Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
Р. Рождественский