Летопись села Борисово
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СЕЛА БОРИСОВО.
Село Борисово расположено на северо-западе от Мурома в 10 километрах по прямой и в 2,5 километрах на северо-восток от трассы Муром – Нижний Новгород.Борисово и его окрестности занимают высокий берег реки Оки и её поймы, село расположено на высоте 100 – 150 метров над уровнем моря; поверхность сложена пермскими осадочными породами на древнем кристаллическом фундаменте. Климат умеренно-континентальный с 500 – 530 мм осадков в год. Средние летние температуры +18°С, +18,5°С, зимние -11°С, -11,5°С. Максимальные летом +37°С, зимой -43°С. Летом преобладают ветры западные и юго-западные, зимой – западные и южные. Район настоящего села Борисово издревле был облюбован местными жителями. По данным археологических исследований в двух километрах к северо-западу и в полукилометре к юго-востоку от настоящей деревни Битюково были поселения VIII-X веков. Плодородная пойма реки позволяла выращивать богатый урожай и пасти скот. Рядом в городе можно было продать или обменять его на предметы, необходимые для жизнедеятельности человека. Дальнейшее развитие поселений на территории Муромского края подорвала война с болгарами, которая закончилась захватом ими Мурома в 1088 году. Жители вернулись на старое место лишь в XIII – XIV веках. В конце ХV века, рядом с вотчинными землями Троицкого монастыря на речке Выжге стояло село Волковские Новоселки. Владельцем его был Семен Иванов сын Борисов. Название села указывает, что оно было основано недавно и каким-то Волком. В то время прозвища имели все жители Руси. Не исключено, что Волком звался кто-то из рода Борисовых. Возможно, что тот самый Семен или его отец Иван. Так же Волком мог быть первый поселенец этих мест. Род Борисовых является древнейшим Муромским родом. По версии историка С.Б. Веселовского, он пошел непосредственно от Бориса сына Матвея Иватина. От Матвея также пошли род Чаадаевых и род Чертковых. Версия С.Б. Веселовского выглядит более убедительной и подтверждается источниками. Иван Борисов сын Матвеев упоминается в духовной грамоте Василия Матвеевича Иватина в середине XV века наряду с его детьми Матвеем и Григорием. В XV веке крупная вотчина Борисовых находилась в селах Волковские Новоселки, Санниково, Пополутово, Польцо, сельце Копнино, деревнях Дубенки, Веретея, Иванцово, Старое Ярцево и Туртапка. Соседство с монастырской вотчинной для Борисовых было очень беспокойным. Только к 1525 году были полюбовно все спорные вопросы о межевании земель, прилегающих к селу Волковские Новоселки и Троицкому вотчинному селу Чегодаево. Начиная с конца XVI века в грамотах село Волковские Новоселки уже писалось по фамилии землевладельцев – Борисово. В 1630 году это село было в вотчине за Семеном и Дмитрием Федоровыми детьми Борисова. В нем стояла церковь Иоанна Богослова. По своим размерам оно было небольшим: двор вотчинников, двор приказчика, 3 крестьянских и 2 бобыльских двора. В это время рядом с селом стояла деревня Битюково. Считается, что своим названием она обязана народу «бетюки», жившему в ней в старину. В деревне в начале XVII века стояли 3 двора вотчинников, 2 двора приказчиков, 3 крестьянских и бобыльский дворы. Принадлежала она нескольким представителям рода Борисовых. В 1676 году в селе Борисово находилась церковь Казанской Пресвятой Богородицы. Кроме этой церкви в конце XVII века в Борисове была еще церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, о чем свидетельствует надпись на сохранившимся прологе. Память об этой церкви сохраняется в приходе тем, что праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы чествуется прихожанами так же, как и престольный праздник. Количество крестьянских дворов увеличилось до 10. В этом же году в деревне Битюково стояло 9 крестьянских дворов. Казанский храм являлся приходским для жителей села Битюково и Волнино, просуществовал до 1870 года, когда он сгорел; пожар уничтожил все церковное имущество и документы. Случайно сохранились только Устав и Пролог. В 1871 году вместо сгоревшей была построена новая деревянная церковь. В конце XIX века в Борисово 68 дворов. С 1890 года в Борисове существовала церковно-приходская школа . 1895 году в ней было 30 учащихся. В конце XIX, начале XX века была построена каменная церковь в селе Борисово. В книге Н.Г. Добрынкина «Следы пребывания доисторического человека в пределах Муромского уезда Владимирской губернии», говориться о находках, сделанных крестьянином села Борисова Иваном Павловичем Докуновым. В июне 1882 г. И.П. Докунов при рытье подвала нашел шесть человеческих скелетов, пять были разрушены, но один сохранился с уцелевшими зубами в верхней челюсти. По виду череп узколобый, должен принадлежать низшей расе древнего человека. Ещё раньше в1867 году были также вырыты черепа и кости на огороде Докунова. Дворовое место находилось через дорогу от старой деревянной церкви в 100 саженях. Старожилы утверждают, что до основания села здесь было поселение и на месте Докунова – древнее поселение. А так как село Борисово находится на возвышенности реки Оки, и воды древнего бассейна омывали южную часть села, то имелась возможность расположить древнее поселение прежним обитателям края возле воды и на высоком берегу, то очень может быть, что и могилы относятся к доисторическому периоду.
В 1946 г. село Борисово объединилось с деревней Битюково, которая, по преданиям, была известна с XVI в. Происхождение названия деревни имеет две версии: первая выходит к названию «Битюково» от слова «бить». По словам старожилов, здесь в древности в селах происходили часть битвы. Но более верной нам кажется вторая версия. По ней название деревни происходит от слова «битюк», что означает лошадь тяжеловоз. Об этом говорят раскопки Битюковских курганных могильников, которые проводились в 1939 и 1964 г.г. Наряду с керамикой, медно-бронзовыми изделиями здесь были найдены кости домашних животных: крупного рогатого скота, лошадей и свиней. Видимо лошади и дали название деревне. Н. Г. Добрынкин писал в своей книге, что менее чем в полуверсте от деревни за широкой пойменной низиной возвышается песчаный холм, крутизна его на востоке скатывается в болотистую котловину, заросшую кустарником, дубняком и березняком. Урочище его называется «вытрыск». В настоящее время урочище не сохранилось, забылось и его название, так же как забылось название холмистой местности «Мары». Добрынкин говорит о курганах, которые в народе назывались «Огрудки». Они имели вид шарообразный. Таких курганов здесь много. В настоящее время форма их несколько видоизменилась, как изменилась сама деревня и её окрестности. Не стало сплошного леса, но любовь к нему народ сохраняет в названиях Так одна из улиц Битюково, выросшая на месте могучих дубов получила название «Зеленая», а свой изогнутый крутой спуск в котловину в народе называют «Рог». Организатор и руководитель русской археологии во второй половине XIX в. А.С. Уваров на территории нынешнего Муромского района обнаружил стоянки человека IV – III тысячелетия до нашей эры. Кроме могил и тщательно обработанных каменных орудий труда найдена керамика. Немало находок этого времени обнаружено в пойме реки Ушны. Это около Чаадаева, Борисглеба, у д. Вареж, в пустоши «Кметово» около Битюково и др. местах. Много предметов того времени удалось найти краеведам Борисовской школы в окрестностях с. Борисова. Найденные экспонаты используются на уроках истории, литературы, внеклассных мероприятиях.
Археологические находки краеведческого кружка.
-
Белемнит – «чертов палец». Найден на городке.
-
Тесло – предмет каменного века, по-современному долото, найдено на пашне у Битюкова.
-
Грузила – эпохи палеолита, найдены на Битюковской горе.
-
Осколок стрелы из кремния эпохи мезамета, найден на пашне.
-
Камень со следами обработки (прямой срез), вероятно, остаток большой детали. Найден на Ушне.
-
Заостренный обломок из камня – конец заостренного стержня – каменный век. Найден на пашне у Битюково.
-
Осколок плиты, обработанной человеком. Найден на пашне у Битюковою.
-
Монеты XVII – XVIII, XIX в.в.
-
Диртем – арабская монета VII – IX в.в., найдена на огороде в с. Борисове, свидетельствует о торговых связях или о том, что село находилось на пересечении торговых путей.
-
Меч эпохи Ивана IV, ручная ковка, использовался во время сражений. Найден на склоне кургана.
-
Ядра чугунные от сигнальной пушки, использовались такие пушки с 1382 г., в армии они назывались тюфаками, широко распостранялись до петровского времени, использовались при обороне. Найдены на горе у Битюково.
-
Маленькая ручка белоглинного кувшина, относится к концу XVIII в. Найдена на горе у Битюково.
-
Керамические сосуды с орнаментом, изготовленные из глины, песка и ракушечника, относящиеся к раннему славянскому поселению.
-
Грузило каменное от старинного ткацкого станка.
-
Подставка под керосиновую лампу. Изготовлена в конце XIX – начале XX в. Лампа, вероятно, принадлежала местной церкви.
-
Кирка, предмет привезен.
-
Гильза винтовочная 1917 г., разорвалась при пожаре.
-
Штыки от трехлинейной винтовки 1891 г.
Вещи применяемые в быту.
-
Ключ амбарный XIX в., найден у местных жителей
-
Цеп.
-
Колесо точильное.
-
Каска пожарника.
-
Детский лапоток.
-
Гребни чесальные.
-
Валик для глажения.
-
Валик для стирки.
-
Ступа.
-
Пест.
Микротопономика села и его окрестностей
При сборе краеведческого материала и изучение местных названий отдельных лестных участков, лугов, мелких речек и озер прослеживаются две характерные особенности: одна из них связана с фамилиями, именами, или прозвищами. Так, за бывшей ГЭС есть мамоновский луг и мамоновская грива. «Грива» – так ласково называют жители села Борисово лесные массивы. Не исключено, что свое название они получили от грив лошадей – тяжеловозов. Луга между гривами называются «долами», и их название связано с принадлежностью в прошлом определенному лицу: Попов дол, Якимкин дол. Имеются названия связанные с именами женщин, так есть поляна Кузнечиха, а «в честь» Климовой Татьяны Степановны долго не вступавшей в колхоз, Таницына поляна, небольшая речка носит название Романиха, часть холмов у деревни называются Алешкино. Вторая группа названий подчеркивает особенности местности: так перед озером Глушицей холмы за свою форму называются Горшки, Белый бугор получил своё название от песчаника, из которого он сложен, старицу Оки – озеро Глушица, богатое рыбой, назвали так за малопроточность и нахождение когда-то за глухим дубовым лесом. Озеро Студенец назвали за холодную и прозрачную воду, есть озеро Грязное. Луг под косогором называется Подувалье. Чистые луга около озера Глушицы называются Плоски, название говорит о ровной и плоской поверхности. Начало большого оврага, отделяющего Борисово от чаадаевских полей называется Стрелка. Третью группу составляют названия, которые ещё требуют дальнейшего изучения: это и курган Зименки, на котором, по преданию зимовали первобытные люди. Не изучена топономика названий рек Ушны, Выжги, озера Путики, луга Армаши, Ратшина и другие. Да и в самом селе каждая улица имеет свое народное название. Имеются улицы Поповка, на ней раньше жили священнослужители, Нахаловка, Морозовка, Рог, появились улицы Бутырки, Выселка. Самая старая часть села Борисово так и называется – Село.
Историко-культурные памятники
Одним из памятников является церковь Казанской Божьей матери. В XVII веке в селе Борисово была построена деревянная церковь, но в начале XX в. она сгорела, сохранилась до наших дней только часовня и часть фундамента. На сельском сходе было решено построить новую, каменную церковь, для этого на окраине в считанные месяцы вырос небольшой кирпичный завод, и работа закипела. Старожилы вспоминают, с каким воодушевлением работали все жители села. В 1911 году церковь была построена и день ее открытия стал для односельчан настоящим праздником. Расписывать церковь приехал специально из Москвы Гордеев Павел Кузьмич, сын церковного старосты, который в Москве специально учился иконописи. С любовью вспоминают старожилы священнослужителей: отца Николая и отца Владимира, дьяков Горшкова (Николая) Алексея Матвеевича и Казанского Николая Ивановича. Но в 1935 г. церковь закрыли. Не вынес этого отец Владимир: он заболел и умер, а его семью, как и семьи остальных священнослужителей раскулачили и сослали. В1936 г. сбросили колокола, а в суровый 1942 г. уничтожили купола, и в здании церкви был устроен клуб. Но окончательно церковь была разрушена 1958 году, когда сломали колокольню. Теперь это здание снаружи мало напоминает о церкви и только сохранившиеся росписи говорят нам о её былом величии. Бережно хранят старожилы уцелевшие церковные вещи. Рядом с церковью находилась церковно-приходская школа, в которой дети учились четыре года. Первое время за учебу платили продуктами, а затем деньгами. Несмотря на платное обучение в классах было по 27 – 30 человек. Родители стремились дать образование не только сыновьям но и дочерям. С благодарностью вспоминают старожилы первых учителей: Николая Сергеевича Борисова – местного жителя, Дмитрия Сергеевича Гундобина из Дмитриевской Слободы. Учила детей в этой школе и дочь священника Ладыгина Анна Владимировна. 19 октября 1918 г. в экспроприированном барском доме помещика Ростова был торжественно открыт Народный дом. Были речи, музыка, концерт, поставлен спектакль. Многие жители, даже из окрестных деревень пришли посмотреть на невиданное ранее зрелище. Под руководством Ивана Ершова в Народном доме была создана вторая школа для взрослых, а также клуб. Вместе со своими товарищами И. Ершов ставил различные спектакли, с которыми ездили в другие деревни и села. Об Иване Ершове известно, что он был сыном крестьянина, обучался в Москве в университете Шанявского, и вернулся в родное село с мечтой учреждения коммуны. Это не было просто в смутные годы гражданской войны, а может быть, тогда и в тех обстоятельствах просто невозможно. Пропаганда И. Ершова не была незамечена. Богатые земляки угрожали Ершову расправой. Но, несмотря на это, молодые артисты продолжали выступать со своей программой «против попов и богатеев». И вот в ночь с 13-го на 14-е декабря 1919 года он был убит в Народном доме. Местная газета «Луч» напечатала тогда некролог на его смерть и стихи о нем. На памятнике, поставленном в 1979 году на могиле сельского кладбища, выбиты слова М. Горького: «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!» В 1924 г. старую школу перевезли в Битюково, а 1935 г. перевезли и часть барского дома. Обе школы соединили в одну.
Ремесла и промыслы
Проезжая по селу Борисову, видишь красивые деревянные дома, украшенные ювелирной резьбой. Каждый житель ещё до революции стремился к тому, чтобы его дом не был похож на другие. Плотники, резчики по дереву славились на всё село. Не один дом был построен членом плотницкой артели Макаровым Егором Ивановичем. А культуру построек в эти места принесли, как утверждает А.С. Уваров, племена, которые пришли и расселились по всему району в середине второго тысячелетия до нашей эры. Эти племена жили уже не в землянках, а в наземных домах со слабо углубленным в земле основанием. Стены делались из врытых столбов, переплетенных прутьями. Внутри жилища сохранились следы перегородок, отделявшие передние сени от большого жилого помещения с очагом посередине. Видимо, от тех далеких времен пришло и плетение. Возникли артели по плетению корзин. Особого искусства требовало белое плетение. Настоящим художником в этом деле был Климов Михаил Дмитриевич. Он плел кресла, стулья, санки, столики и другие изделия, постоянно работая над рисунками. Его изделия пользовались большим спросом, продавались на Муромской ярмарке, часто он выполнял личные заказы. Близость реки Оки и других водоемов, богатых рыбой давала возможность заниматься рыболовством. В селе до революции было две рыболовецкие артели: одна артель ловила у Карачарова, другая – у Борисово. Сапожную мастерскую имели Смирновы Афанасий Петрович и Петр Михайлович. Они шили сапоги, сбрую для лошадей. В годы войны Афанасий Федорович обслуживал полк Нормандия-Неман. Женщины в каждой семье пряли, ткали, шили.
Гордеев Павел Кузьмич
Родился в 1894 году в селе Борисово Муромского уезда в большой крестьянской семье. Отец Кузьма Васильевич имел крепкое крестьянское хозяйство и был церковный старостой. Семья была большая и дружная: семеро детей. Павел был старшим. Как художник специального образования не получил, был самородком-самоучкой. Работал учеником иконописца в городе Москве, принимал участие в реставрации собора Василия Блаженного. После окончания строительства церкви в селе Борисово, участвовал в создании настенной росписи. Позднее работал художником в Муромском городском театре. Выезжал на работу в города Горький и Выксу. Возвратившись в Муром длительное время работал художником-декоратором во дворце культуры Вербовского поселка. Все эти годы он создавал картины, в основном пейзажи и сцены из сельской жизни. Для Муромского краеведческого музея создал макет Битюковской ГЭС. Скончался в 1976 году в с. Борисово. По рассказам старожилов, Павел Кузьмич 1918 году дружил с Иваном Ершовым организатором Народного дома и участвовал в художественном оформлении первых спектаклей.
Игнатов Василий Егорович
Родился в 1886 г. в селе Борисово в крестьянской семье. В 1914 г., когда началась Первая мировая война, Василий Егорович проявлял чудеса героизма. В первый же год войны Василий Егорович во время боевых действий вынес с нейтральной полосы смертельно раненого офицера, за что был награжден Георгиевским крестом и получил звание унтер-офицера. За проявленную храбрость был награжден медалями, имел благодарность от командования.
Вернувшись в 1918 г. с войны, он занимался хозяйством, плел корзины, ловил рыбу. Когда началась коллективизация, Василий Егорович решил не вступать в колхоз, остался единоличником, продолжал работать на своей земле, ловил рыбу и обменивал её на продукты или товары необходимые в хозяйстве. Старожилы вспоминают, что дед Василий, как его называли в селе, с гордостью рассказывал о своих наградах, а главной его гордостью был Георгиевский крест. Умер он в 1946 году от болезни легких. Во время войны применялся ядовитый газ. Похоронен он на сельском кладбище в мундире со всеми наградами.
Иван Никитич Климов
Автор «Муромских сказок» родился 7 января 1886 г. в деревне Битюково Муромского уезда. Он окончил три класса церковно-приходской школы. Любовь к сказкам проявилась у мальчика еще в школьные годы. Первые сказки он слышал от родителей. Отец Никита Иванович Климов в свободное от крестьянской работы время любил сказывать сказки, зная их большое количество. Рассказывала детям сказки и мать Матрена Александровна. Иван Никитич пас скотину, работал печником, кровельщиком, маляром, служил в армии. Из солдатчины он принес сказки «Солдатская библия» и многие другие. Из армии Климов возвращается в Битюково и в 1918 году избирается председателем сельсовета, участвует в ликбезе. С1920 по 1934 годы Климов – председатель ревизионной комиссии Борисовского сельского совета. Но какую бы работу он не выполнял, он всем рассказывал сказки. «Сказка – говорил Климов – большая для нас радость, многому учит. А ежели в ней много выдумки, так это не беда. На то она и сказка. Хорошо выдумать не всякий умеет. Недаром сказки называются народными. От народа они к нам пришли и народу передаются…» В 1936 году Иван Никитич переехал с семьей в Муром, работал конюхом в детском доме №1. Ребята его очень любили. Раскрыв глазенки и затаив дыхание, они слушали сказки дяди Вани. Только прослушали сказку «Старик и медведь», а дядя Ваня начинает новую. У него было много сказок для ребят и эти сказки ждали не только в детском доме, но и внуки и дети двора. Его дочь Ольга Ивановна, вспоминает: «Даже в последний день перед смертью он просил меня записать новую сказку, но я уже ничего не могла записать, так как отдельные слова произносились или шепотом, или совсем неслышны» В 1963 г. Владимирское издательство выпустило первое издание «Муромских сказок». За прошедший период «Муромские сказки» издавались еще три раза. Свыше миллиона ребятишек во всех концах нашей страны познакомились с Иваном Никитичем Климовым и его сказками.
Селяне в годы войны. На смертный бой.
Есть в истории нашей Родины дата, которая как бы одним ударом разрубила жизнь советских людей надвое, отделив мирное вчера от военного сегодня. И случилось это более полвека назад, 22 июня 1941 г. Сто девяносто дивизий гитлеровской Германии и её союзников ринулись на рассвете на нашу территорию на всем протяжении западной границы. Вражеская авиация нанесла внезапные бомбовые удары по городам, аэродромам, железнодорожным узлам. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков, величайшая из всех войн человечества, в огне которой погибло более двадцати миллионов советских граждан. Жители Муромского района узнали о ней только в полдень, когда по радио передали обращение Политбюро ЦК ВКП(б) к народу. Партия призывала встать на защиту завоеваний социализма, разгромить фашистские орды. Уверенно смотря в будущее, она твердо заявила: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!» Мирная жизнь стала вчерашним, уже таким далеким днем. Вся страна превратилась в единый военный лагерь. Один за другим отходили от муромских вокзалов эшелоны с мобилизованными воинами. В длинную очередь выстраивались перед военкоматом, перед райкомами партии и комсомола мужчины, которым ещё не пришло время идти на фронт, юноши и девушки, которых ещё не призвали в армию. Только за десятидневку было подано свыше шестисот заявлений с просьбой отправить «бить фашистов». Первым 29 июня 1941 года уходил добровольческий отряд политбойцов, в котором были в основном коммунисты с уже немалым стажем партийной работы. Им предстояло стать на фронте политработниками. Среди них был Павел Николаевич Ушаков, тогда секретарь партийной организации совхоза «Зименки», а после войны долгое время работавший в райкоме партии. Он вспоминал: «Проводы были очень теплыми. С оркестром, с песнями шли мы строем по Московской улице на вокзал. Сколько было высказано сердечных слов, пожеланий. Основное из них – быстрее разгромить врага». В первых числах августа принято было решение бюро райкома ВЛКС об утверждении первой группы комсомольцев-добровольцев и направлении в её ряды Красной Армии. Первый секретарь райкома комсомола военных лет Екатерина Данилина вспоминала впоследствии: «Я эту группу помню хорошо. Ребята в ней подобрались взрослее других. Многие были секретарями комсомольских организаций. Это Сергей Балашов из Катышева, Николай Разумовский из Пестенькино и другие» Были в ней и девчата: Мария Терюкова из Карачарова, Антонина Баранихина из Панфилова, Екатерина Сельцова из Борисова. А старшим мы назначили Дмитрия Мокеева, который, я слышала, после демобилизации, работал ст. мастером на заводе радиоизмерительных приборов и дружил с Павлом Лисицыным, тоже добровольцем из этой группы, а ныне полковником запаса»И ещё не раз потом уходили отряды добровольцев на фронт, коммунистов и комсомольцев. Ушло несколько групп девушек медсестер, связисток и зенитчиц. В 1942 году, например, как указывает Данилина, из района отправлено около трехсот девушек-сандружинниц сестрами милосердия.Уже на пятый день войны, 26 июня 1941г., наш земляк капитан Николай Гастелло совершил бессмертный подвиг, бросив свой пылающий самолет на колонну вражеских танков и бензоцистерн. И в тот же день поэтесса Людмила Попова написала стихотворение. В нём есть такие строки:
Вниз!
К вражеским танкам, к цистернам, винтом
На черные вражьи колонны…
На них самолета пылающий ком
Он бросил рукой опаленной.
Она ещё держит горящий штурвал,
И землю глаза различают.
Сейчас забушует там огненный шквал,
Победу его возвещая,
И если бы несколько жизней имел, –
За Родину отдал бы смело…
И громом неслыханным взрыв прогремел…
И вечною славой – Гастелло.
По последним данным, опубликованным в газете «Советская Россия», его примеру последовало в годы войны 503 летчика. Наземные тараны своими самолетами свершили и ещё два наших земляка Николай Федорович Синяков и Татарова и Александр Григорьевич Балашов из Катышева. В ноябре 1941г. «Комсомольская правда» писала: «Балашов мог бы спастись, если бы выпрыгнул с парашютом. Но тогда он попал бы в плен к фашистам. И он принял решение, подсказанное незабвенным Гастелло. На горящем самолете бесстрашный истребитель врезался в колонну вражеских машин и превратил их в груду пылающих обломков» Николай Гастелло был первым нашим Героем в битве с фашистом, но далеко не последним. Этого высокого звания удостоены ещё 22 муромца, в том числе – семь уроженцев Муромского района. Это танкист Копытин из Орлова, летчик Александр Краснухин из Кривиц, разведчик Дмитрий Лупов из Пестенькина, артиллерист Вячеслав Филатов из Благовещенска. Троим нашим землякам звания Героя Советского Союза присвоено посмертно и они так и не узнали об этой великой чести. Комсорг десантного батальона Николай Королев из Катышева всегда был в первых рядах бойцов. В октябре 1943г. его подразделение вело бой на правом берегу Днепра, отражая яростные контратаки противника. Королев из ручного пулемета уничтожил во время одной из них до десятка гитлеровцев. Когда же противник выкатил орудия для стрельбы прямой наводки, комсорг, продвинувшись вперед, за линию окопов, расстрелял орудийные расчеты врага. А потом с призывом: «Коммунисты, комсомольцы, за Родину – вперед!» – первым бросился на атакующую цепь врага, за ним устремились бойцы. Противник вздрогнул, повернул. Ценой своей жизни обеспечил наш земляк Александр Рассказов из Игнатьева дорогу наступающей пехоте. Ему было поручено во главе группы бойцов разминировать местность для атаки. Но товарищи его погибли, а времени осталось в обрез. И, тогда сапёр, заложив головой заряд под колючую проволоку врага, взорвал его. Проход был сделан. Во время высадки десанта на Керченский полуостров в октябре 1943 года отличился командир отдельного саперного батальона Борис Модин из Кольдина. К этому времени он был уже опытным воином, отмеченным несколькими правительственными наградами, в том числе и орденом Ленина. Модин погиб при прорыве немецкой обороны, когда бросился на вражеские пулеметы, увлекая за собой бойцов.
Наш земляк писал стихи. Вот одно из них:
Пусть бомбами и минами изрыты
Твои тропинки, балки и поля,
Ты стала неприступной для бандитов,
Родная русская земля!
Не раз с остервенением пытался
Коварный враг разделаться с тобой.
На ратный труд, как чудо поднимался
И с беспримерным мужеством сражался
Защитник твой, суровый и простой…
РАССКАЗЫВАЮТ ФРОНТОВИКИ 1941 – 1945 г.г.
Макаров Иван Павлович – гвардии старший сержант, помошник командира взвода разведчиков 301 стрелковой ордена Суворова и Кутузова дивизии. Боевое крещение принял в августе 1942 года на Северном Кавказе. Войну закончил в фашистском логове Бербине. Принимал участие в смелых операциях по захвату «языков» противника в разведке боем. Первую награду медаль «За отвагу» получил за подрыв фашистского танка. С боями прошел от Сталинграда и Кавказа до Польши и Германии. Имеет боевые награды Ордена «Великой Отечественной войны», «Красной звезды», орден славы III степени, две медали «За отвагу» – за оборону Кавказа, за взятие Берлина и три юбилейных медали. После Победы год служил в Германии и в 1946 году вернулся на Родину. В каждой великой битве суровой войны с захватчиками принимали участие наши земляки. И мы чтим их память, мы гордимся их подвигами. Нам не забыть наших земляков из 497-го отдельного гаубичного артполка, принявших неравный бой в августе 1941 года на рубеже реки Серж около Славгорода. Они сумели ценой своей жизни сдержать около Славгорода. Они сумели ценой своей жизни сдержать продвижение противника, дать возможность нашему командованию подтянуть резервы на это опасное направление. Солдат Фаленков из Борисова, чудом оставшийся в живых, вспоминает: «Дрались до последнего патрона, до последней гранаты, стараясь во что бы то ни стало переправиться через речку к своим. Много раз ходили в рукопашную. К ночи нас осталось только около тридцати человек». Конечно, просто невозможно рассказать обо всех подвигах наших земляков в битве с фашизмом. … Девять тысяч наших земляков не вернулось с войны в родной край. В их память, как символ незаживающей раны наших сердец, нашей великой благодарности им, высятся в селах района монументы, рвутся ввысь языки вечного огня на площади Победы в районном центре – Муроме. И так будет вечно! Время не властно погасить нашу память о войне.
Локалин Василий Иванович служил в 5-ой танковой армии с 5 августа 1942 года, с 18-ти лет. Сначала 4 месяца в учебной части, потом на фронте под Воронежом. С 5 июля 1943 года воевал на Курско-Орловской дуге месяц. Два месяца пролежал в госпитале. После госпиталя был на фронтах за Днепр, бои под Знаменкой, Пятихаткой Днепровской области. Опять раненым пролежал в госпитале месяц. Потом на фронт под Кировоград. Уничтожили Коршунь-Шевченскую группировки и вышли в Бесарабию. 13 июля 1944 года освободили Вильнюс, затем прорыв обороны противника Северо-Западного и Юго-Западного фронтов. 10 апреля 1945 года участвовал в героическом штурме Кёнигсберга. За это получил благодарность. Имеет медали: «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией»; ордена: «Красной Звезды», «Великой Отечественной войны в честь 40-летия Победы I степени».
Лобаненков Николай Петрович воевал на третьем Белорусском фронте в 31 армии, 62 дивизии, в 123 полку автоматчиком. Был ранен. После медсанбата был направлен в 120 батарею минометчиком. Проходил часть Белоруссии, Польши, дальше Литва, такие места, как Сувалки, Гальдан, Черняковск, Кенигсберг. Первую медаль «За отвагу» получил за Кенигсберг, а вторую за Гальдан. После Победы перебросили на Украину. Воевали с бандеровцами под Львовом, Винницей. Вернулся лишь в июне 1950 г. После получил орден «Великой Отечественной войны».
В тылу, как на фронте.
Долго, ох как долго – 1418 дней продолжалась битва с фашизмом. И шла она не только на полях сражений, но и в тылу. «Всё для фронта, всё для победы» – таков был девиз его тружеников. Во время войны люди трудились так, что казалось, нет пределам человеческим возможностям. Особенно трудно было в деревнях. Все заботы легли на женские плечи, плечи сельских девчат, мальчишек и девчонок.Второй секретарь райкома ВЛКСМ в военные годы Евгения Шустова вспоминает: «Иду по полю Борисовского колхоза. Вдали движется лошадь с плугом, и совсем небольшого роста подросток. Это Слава Малышев. Он только что окончил семь классов и вступил в комсомол. Паренек на ходу бросил слово: «Здравствуйте», но не остановился. Ему некогда разговаривать. Надо выполнять норму. Ведь он работает вместо мужчин, ушедших на фронт. Трудился от темна и до темна, за себя и за бойцов, которые сражаются с врагом. Так надо.60 лет отделяют нас от того дня, разорвавшего безоблачную тишину июньского утра ураганом войны, самой суровой в истории человечества. Но наш народ не сломился, выстоял прогнал наглого врага с нашей земли, освободил страны Европы от коричневой чумы.
Ершова Елена Ивановна.
В 1941 году работала учительницей начальных классов в деревне Петраково. Когда кончился учебный год, они с коллегой решили съездить в Москву. По дороге из Москвы и застала её война. Елене Ивановне в то время было 19 лет. Но и молодая учительница и её ученики повзрослели сразу. Ведь в деревне остались только женщины и дети. И они понимали, что нужно вырастить всё, что посадили, и собрать урожай, нужно продолжить учёбу. В то время не было ленивых прогульщиков. С 2-го класса после уроков вместе с детьми шли в поле: собирали колоски, пололи свеклу, выращивали табак, разделывали его. Вечером шили кисеты, вязали носки. Успевали участвовать в самодеятельности: в драмкружке и танцевальном. Были и благодарные слушатели – раненые в госпиталях. «К ним мы ездили в Муром со своей самодеятельностью, подарками. Работали столько, что сейчас в это трудно поверить: с четырёх утра уже в поле, и закипела работа: жали серпами, а вместо лошадей впрягали быков и коров, молотили вручную. Сколько тяжестей на себе перенесли, сколько пешком исходили! А дети всегда с нами – наши первые и верные помощники». Очень трудно вставали на ноги после войны, ведь вернулись с фронта далеко не все. Но война кончилась. Победа прибавила им сил и надежд. Вернули в колхоз грузовую машину, построили мельницу, конную молотилку, начали строить на Ушне электростанцию. На ней работали все «от мала до велика», бесплатно. С 1945 года Елена Ивановна – учительница в селе Борисово. Сколько на нашей Муромской земле женщин, кого судьба назвала скорбным словом – солдатская вдова. Тех, кто не полюбил, не домечтал, кто день за днем заглушал боль непосильной работой, и вопреки всему, ждали, ждали, ждали.
Ты шла, затаив свое горе
Суровым путем трудовым,
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросались в грохоте, в дыме
Советские воины в бой
И рушились вражьи твердыни
От бомб начиненных тобой.
История создания СПК им. Куйбышева
На территории СПК им. Куйбышева расположено три населенных пункта: с. Чаадаево, с. Борисово, д. Битюково. Колхоз в селе Борисово был организован в 1929 году и назывался «Коллективный труд». Всего в колхоз вошли 16 колхозников (хозяйств). Первые колхозники: Ершов Иван Тимофеевич, Ермаков Семен Григорьевич, Ермаков Иван Григорьевич, Ермаков Егор Григорьевич, Малинов Василий Егорович, Васильев Иван Андреевич, Зудов Иван Иванович, Крайнов Петр Иванович и др. Первый председатель артели был Ершов Степан Тимофеевич. 1930 г. председателем был Аксенов Федор Петрович, потом Крайнов Петр Иванович. Председатели колхоза менялись почти ежегодно. После Крайнова П.И. были председатели: Костаков Максим Семенович, Фомичев Степан Андреевич, Хвостов Владимир, Ершов Степан Тимофеевич, Ершов Василий Иванович, Кузнецов Алексей Андреевич, Зубарев Иван Иванович. В основном коллективизация в с. Борисово была закончена в 1935 году. В 1932 году был построен коровник, позднее была построена конюшня, но сначала лошади находились во дворе одного гражданина Семеркина Сергея, который был раскулачен в 1935 году. Всего при организации колхоза было 10 лошадей. 1934 году была построена мельница. При организации колхоза получали высокие урожаи пшеницы и ржи по 25 ц с га. Сеяли просо и получали урожайность по 22 ц с га, семян огурца до 1950 года получали с отдельных участков по 7 ц с га. В Битюкове колхоз был организован в 1930 году и назывался колхоз им. Куйбышева. Всего вошли в колхоз 30 хозяйств. Первый председатель колхоза был Ярцев Сергей Семёнович. Первые хозяйства который вошли в колхоз: Андрианов Павел Иванович, Крылов Павел Егорович, Крылов Матвей Егорович, Муравьев Иван Иванович, Панов Григорий Акимович, Исаев Иван Григорьевич и другие. Всего было 15 лошадей. Первым бригадиром был Игнатов Терентий, а затем Макаров Иван Степанович. Урожайность ржи получали по 25 ц. Председателями колхоза были: Семеркин Яков Николаевич, Крылов Кузьма Иванович и другие. В 1932 году был построен коровник и свинарник. 1936 году построена конеферма. В основном коллективизация была закончена 1937 году. В 1950 году колхозы с. Битюково и с. Борисово были объединены и стали называться колхоз им. Куйбышева. Председателями работали Зубарев Иван Иванович, Грачев Николай, Буянов Яков Андреевич, Ершов Михаил Степанович, Большов Николай Иванович, Моржаков Василий Иванович, Ушаков Анатолий Александрович. До объединения колхозов в с. Борисово было 4 бригады полеводческих и одна огородная. Бригадиром огородной бригады работал Ермаков Семён Григорьевич 1890 года рождения. В 1956 году была построена лесопилка, в 1962 году клуб, в 1955 – коровник. Партийная организация в колхозе была организована в 1932 году. Первые коммунисты: Жолобов Иван Яковлевич, Костаков Семен Максимович, Крайнов Андрей Петрович, Ершов Михаил Степанович. Секретарем партийной организации был Бесчастнов до 1941 года, коммунистов в организации было 10 человек. С 1939 года по 1941секретарем парторганизации был Жолобов Иван Яковлевич. В период ВОВ председателем был Ершов Степан Тимофеевич. Бригадирами в поле работали женщины: Кузнецова, Семеркина, Борисова. В 1939 году колхоз приобрел одну грузовую машину и мотоцикл. В 1941 году началась война и всё было отдано на фронт. В 1943 году получили урожайность ржи 15,2 ц; озимой пшеницы – 17 ц; яровой пшеницы – 13,6 ц; овса – 19,3 ц. Средняя урожайность зерновых составила 16,2 ц; картофеля – 120 ц; огурца – 503 ц; капусты 300 ц; семян огурца – 1,2 ц с га. Всего поголовье крупного рогоатого скота – 164, из них коров – 50, лошадей – 50. Птиц было – 238. На один трудодень получали по 1 кг 100 г зерновых, по 7 кг картофеля, деньгами – 23 копейки. Создана была тракторная бригада, бригадиром которой стал Локалин Василий Иванович. В колхозе было 2 зерновых комбайна, 1 картофельный, 2 сеялки. 24 февраля1975 года колхоз им. Куйбышева (с. Борисово) и колхоз им. 1 Мая (с. Чаадаево) объединились в одно хозяйство и получило название – колхоз им. Куйбышева. До 1979 г. первым председателем объединенного колхоза был Буренко Виктор Максимович, который до этого был председателем колхоза в с. Борисово. В период с 1979 по 1998 год председателем колхоза им. Куйбышева работал Храмов Николай Николаевич. С января 1998 по 2001 год – Сумин Юрий Васильевич. В настоящее время в колхозе работает 110 человек. С июня 2001 года председателем колхоза им. Куйбышева является Калачева Валентина Ивановна. В настоящее время Борисово входит в состав муниципального образование Борисоглебское. В селе 437 дворов, в которых проживают 480 человек.
Очень интересно.Спасибо
Спасибо за работу! Как потомку летописанных людей, мне было очень интересно!