Летопись села Чаадаево
Летопись села Чаадаево
Село мое не броское русское село,
С березками подростками
Стоит давным-давно.
Введение.
В десяти километрах от города Мурома находится старинное село Чаадаево. История сохранила для нас некоторые сведения об этом селе. Оказывается в 15 веке это село называлось Бестуницы, и владел им Матвей Иватин .Свою вотчину он завещал сыну Василию, положившему начало рода Чегодаевых (Чаадаевых) В 1491 году царь пожаловал в село Бестуницы в Троице-Сергиев монастырь. А в 1495 году за селом закрепилось название Чегодаево. Произносить его было не очень удобно, и вскоре в обиход вошла упрощеннаяформа- Чаадаево. Вообще существует очень много легенд по поводу названия села. Например, коренные Чаадаевцы считают, что когда-то их селом владел «помещик жестокий, как хан Чегодай». Этот помещик, по легенде, всех провинившихся крестьян отводил в луга, где жестоко сек. Как в подтверждение этих слов недалеко от села находится пожня под названием Сечи. В Писцовой книге Владимирской епархии Чаадаево Впервые упоминается в 16 веке (1593-1594), когда оно было приписано к Муромскому монастырю В это время в селе была деревянная церковь Рождества Пречистой Богородицы. При ней был поп Павел Иванов. При церкви было три кельи нищих. Дворов в селе было 50, из них 45 крестьянских и 5 бобыльих. В 1761 г. здесь было 352 души мужского пола.
В 1840 г. в селе Чаадаево вместо старой ветхой церкви стали строить новую каменную, которую окончательно отстроили
в 1814 г. На содержание церковников сельская община тратила
до 500 рублей в год. В 1896 г. в селе насчитывалось 286 дворов,811 мужчин и 992 женщины. За полвека до этогов 1845 г. в селе было открыто на средства земства народное училище.
Благословите, братцы, сказать старину
Как бы старину стародавнюю,как бы в стары годы прежния, во те
времена первоначальныя…
Улицы села в настоящее время имеют два названия:
Одно из них старое, дошедшее до нас от прапрадедов, другое-новое
данное в советское время. Сколько старожилов обошли краеведы!
Сколько версий записали! Отобрали те из них , которые повторяются. Это и стало результатом исследований. Село Чаадаево расположено почти на холмах. Это сейчас река Ока тихо
Ведет себя в весенние дни, почти не выходит из берегов, а в старину, говорят , по самое село разливалось. Вода стояла почти
до конца июня. Да и село поначалу было невелико-всего- навсего
5 улиц. И самая старая-Елховка. Почему-ЕЛХОВКА?
На месте улицы рос елох (дерево с красной древесиной).
Улица Муромская, центральная в селе. Именно пот ней проходит
дорога на город Муром. Интересна история ЛОМИЛОВКИ.
Н. Н. Храмов, Олин из старожилов,рассказал услышанное еще от
деда:по этой улице везли в Муром товары на ломовых лошадях
и лето, осень, зиму. И только в весеннюю распутицу ездили верхом,
через городок. Есть еще одна версия происхождения названия:
ЛОМИЛОВКА напоминает ломанную линию, потому так и назвали.
Улица НАГАЙ, по древности не уступит ЕЛХОВКЕ и ЛОМИЛОВКЕ. Да к тому же именно об этой улице ходит по селу
пословица: «Нагаевские не Чаадаевские». В чем дело ?
Почему жители села не хотят считать НАГАЙ своей улицей, а
Жителей ее земляками? Ответ очень интересный. Оказывается, в
Старину на этой улице жила семья воров-разбойников. И были эти люди такими ловкими, что боялись встречи с ними.
Говорили: кто пойдет этой улицей-нагим останется. Отсюда и
Название-НАГАЙ. А пословицей чаадаевцы отделяли себя от жителей этой улицы.
МАКРИДОВКА, так же как и НАГАЙ,несет на себе не очень
приятные воспоминания. Бабка Макрида, по рассказам была
колдуньей. А именно ее дом одним из первых появился на месте улицы.
НОВАЯ ЛИНИЯ- предвоенная улица. В 1939 году был поставлен
первый дом. А за ним по линеечке потянулись и другие. В 1942 г.
улицу перерезали окопы, а в конце ее располагаласьсолдатская кухня. После войны когда вернулись в село мужчины, М.Авдеев
начал строить себе дом на краю поля и дал начало новой улице-
АВДЕЕВКЕ. Появились дома и на другом конце села, а вместе с
ними отметила день рождения ЦАРЕВКА.
Сведения о Чаадаевской церкви очень скудны. Известно только, что в 16 столетии Чаадаево приложено было в Троице-Сергиев
монастырь. В писцовых книгах Троицких вотчин за 1593-94 г. о
нем сообщается следующее: «В селе церковь Рождества Пречистой
Богородицы- строение монастырских и приходских людей, при
церкви поп Павел Иванов, вдовый поп Дмитрий Яковлев, пономарь
и просвирница Соломонида да 3 кельи нищих, которые питаются
от церкви Божией:в селе двор монастырский, двор коровей,45 дворов крестьянских и 5 бобввыльих, пашнимонастырской 25 четв. в поле крестьянской325четв. перелогу и лесом поросло 46 четав.,
сена монастырского200 копен и крестьянского1200 копен, лесу
непашенного на 1/2версты в длину и ширину.»
Что касается 17 века, то за зто время не нашлось ни каких сведений: ни в писцовых книгах 1629-30 г. ни в окладных книгах
Рязанской епархии за 1676 г.
За 18 век мы имеем выписку из ведомости о вотчинах Троице-
Сергиевой лавры за 1761 г. в этой ведомости сообщаются
следующие сведения о Чаадаеве: « в селе 352 души мужского
пола, земли 245 четв., сена на 850 копен, лесу ненапашенного
на 1 версту в длину и на две в ширину; крестьяне пашут налавру
53 ¼ дес. Оброку платят 246 рублей, неокладных сборов:
на покупку монашествующим на свиты, холста 16 руб. 48 коп.
ржи 97 четв.,овса 20 четв.,пшеницы 10 четв., ячменя 8 четв.,
конопляного семени 7четвириков.
Из этой выписки не видно, была ли в то время в Чаадаеве церковь
летописи известно , что в самом начале19 века была ветхая деревянная церковь, значит она должна была существовать и в
18 столетии. В 1804 году вместо нее стали строить каменный храм
Он был освящен в 1814 году. Престолов в этом храме два: главный
в честь Рождества Пресвятой Богородицы,в трапезе теплой во имя
преподобного Сергия Радонежского. Утварью, ризницей, святыми
иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно,
чего замечателбьно по своей древности или ценности в церкви не имеется. В Чаадаеве с 1845 года существует народное училище,
в настоящее время оно содержится на средство земства, учащихся
в 1896 году было 50.
На заре
Советской власти.
Стояло лето 1917 года. Несмотря на страдную пору, в большое село Чаадаево на волостную конференцию собралось более 500 человек
Из 12 деревень и сел. На повестке дня стоял один вопрос – за
какой «номер» голосовать. Иначе говоря, решали, какой партии
оказать поддержку. Одни стояли за меньшевиков и эсеров,
за доверие Временному правительству, другие – за большевиков
Политику партии разьяснял В. П. Монин- местный уроженец,
приехавший на побывку из Москвы. Он вел беседу по текущему моменту с местными жителями.
В защиту временного правительства выступали : сын купца из Молотиц, Строганов и поручик Острецов, сын священника из Бориса-Глеба. «Мы требуем созыва Учредительного собрания!
кричали они.- Учредительное собрание разрешит все споры!
Разве крестьянам нужна война?- говорили большевики.
Каждое слово ораторов глубоко западало в душу делегатов,
Однако разобраться во всей этой словестной перепалке малограмотным крестьянам было трудно. Конечно, вопрос о земле
Был понятен землепашцам, но и вера в Учредительное собрание была у них велика. Иван Тимофеевич Нагорнов родился в 1980 г.
Окончив в 1913 году начальную школу, подросток стал работать
рассыльным, а затем переписчиком в волостном управлении.
В1916 И. Нагорновушел на зароботки на фабрику (ныне им. Войкова). Здесь впервые встретился с большевиками.
Г. И. Грязновым, П Д. Навозновым и другими, познакомился с коммунистическими идеями. Присутствовал Нагорнов и на
волостной конференции. «Как ни кружили кулацкие делегаты,-
вспоминает Нагорнов,- а все же основная масса крестьян голосовала за большевиков.Монин и его товарищи сумели убедить народ, что ждать милостей от богатеев нечего.После конференции
кулаки, затаив злобу на большевиков, пытались «поучить» Монина
а здесь у них сорвалось.Молодежь выручила,- замечает Нагорнов
не дала в обиду. «Вскоре в село пришла весть об Октябрьских
событиях в Петрограде. Наступил 1918 год. В селе стали
образовываться Советы. И сразу же зашевелились кулаки.
Хотя открыто выступать они не решались, но всячески старались
Сабатировать решения местных органов власти, пытались
пробраться к руководству. Летом в Чаадаеве состоялись выборы комитета бедняков. Общее собрание проходило в доме местного
заводчика Каши цина. На повестке дня стояло два вопроса:
выборы комитета и реквезиция хлеба и кулаков.
– Ивана Головина надо избрать,- предложили собравшиеся.
– Да куда же голодранцев избирать,- послышался голос одного
из местных богатеев Сергея Монахова, сумевшего прбраться на
сход.- Бобыль,ничего не имеет, что он в комитете- то делать будет.
-Не слушайте его, -зашумели в зале .-Может, его выбрать? Не выйдет! Давай Ивана ! И. В. Головин был избран в комбед
А председателем стал П.Е. Хвостов. Нагорнов, как знающий грамоту, после вошел в состав комитета. Много споров разгорелось, когда стали решать вопрос о реквизизиции излишек
Хлеба у кулаков для помощи нуждающимся. В первую очередь
решили отобрать хлеб у Ванькова Никифора, Монахова Сергея
и других. Хлеба в этот раз собрали 200 пудов. Получили его в основном вдовы и жены красноармейцев. На 18 июля 1918 года
жителей Чаадаевской волости было 8988, из них голодающих-8338.
Чаадаево было малоземельным. Своего хлеба хватало лишь до нового года, после страды крестьяне, имевшие лошадей. Уходили на заработки: возить дрова,крахмал, солому. Жили в то время в
Чаадаево плохо,- вспоминает учительница Евдокия Васильевна
Нагорнова,- дома под соломой, мебели почти никакой, на окнах
даже занавесок не было. Идешь по улице и все видно что внутри изб делается.Одежду шили из домотканого полотна. На ногах-лапти или вообще босиком ходили,зимой валенки. Чай лакомством считался, пили его только по воскресеньям. На месяц выдавалось по полфунта сахару. Но в то же время,- замечает И.Е. нагорнов, – много внимания уделялось просвещению простого народа. Образовывались кружки ликбеза, народные дома, учителя возглавляли кружки художественной самодеятельности. В Чаадаево кружок художнественной самодеятельности возглавляла Е.В. Нагорнова. Они с концертами выезжали в с. Борисово. Среди «артистов» были И.Семелькин, П. Поленов, П. Шишкин, Л.Карасева. и две Дуси- Бушуева и Царева. А возглавлял агитбригаду Иван Ершов. «Очень у нас Ваню любили,- вспоминает Иван Ефимович.- отличный он был организатор, умел найти
дорожку к человеческому сердцу. После спектакля И. Ершов задержался в клубе. Члены бригады дожидались его. И вдруг…
– Ваня Ершов застрелился. Лежит в биьлиотеке.
– Не может быть!- Самодеятельные артисты бросились в дом.
Ершов на полу,рядом лежал его пистолет. Самоубийства конечно не было. Как установило следствие. Ершова убили кулаки. Уж очень он им «насолил» в своих выступлениях. Комитет бедноты тогда работал в тесном контакте с сельсоветом. При этом комбед занимался, в основном, хозяйственной деятельностью,продразверсткой выборами, а сельскийсоветрешал административные вопросы,ведал снабжением своих учреждений
дровами и керосином, проводил сельские сходы, а после ликвидации комбедов к нему перешли и их функции.
По постановлению в 1918 году Всероссийского Союза Советов выборы членов сельского совета проходили через три месяца.
Так в Чаадаеве 4 февраля 1919 года проходили выборы председателя сельского совета, был выбран В. Лобаненков, 27 мая В. Касаткин, а 4 августа И. Карасев. С тех пор прошло…..
Сильно изменилось Чаадаааево. И забот у председателя сельского
Совета А. А.Ершовой иные,чем в то время.
Чаадаевский сельский совет – один из крупнейших
В Муромском районе. На его территории расположено три
Колхоза: имени 1 Мая, имени Куйбышева, Борьба.
Все хозяйства крепкие рентабельные, постоянно развивают свою производственную базу, укрепляют экономику.
Например доход колхоза имени 1 Мая в 1958 году составлял всего 149 тысяч рублей, за семилетку он вырос до 414 тысяч рублей.
В минувшем году 1969 он составил-430 тыс.рублей. Капиталовложения колхоза в 1958 годусотавляли 42 тыс рублей,
В конце семилетки-168 тысяч. В прошлом году на производственное и культурно-бытовое строительство колхоз затратил 200 тыс. рублей. За последнее время в артели построены новый коровник,телятник, свинарник, гараж, строится еще один
коровник, механическая мастерская, зерносклад. Третий год первомайцы удерживают первое место в районе, по урожайности зерновых и кормовых культур и картофеля. В минувшем году
11 передовиков сельского хозяйства Чаадаевскогосельского совета за самоотверженный труд награждены орденами и медалями СССР.
Из воспоминаний И.Е. Нагорновой, 1970 год.
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ.
В селе Чаадаево с 1845 г. существовало народное училище, оно
Содержалось на средства земства; в 1896 г. было 50 учещихся.
В 1864-65 г. сельским учителем в селе работал известный писатель
Демократ Константин Михайлович Станюкович. Из его «записок
Сельского учителя» мы знали о порядках в реальном училище. Вот как описывает увиденное Константин М : « Когда я пришел в училище (плохая комната со сломанными скамейками и столами),
мальчики встали. Их было человек 12. Они глядели на меня испуганными глазами. На шкафу лежали розги. Я их взял и выкинул за дверь… Я посмотрел училищную библиотеку.
Ни одной сколько-нибудь дельной книги. Я пришел домой разобрал свои книги и приготовился нести на завтра детям.
Каждое утро мои ученики приходили меня будить и мы вместе отправлялись в училище. И надо сказать правду мои ученики
учились с охотой и с большим удовольствием слушали чтение рассказов и стихотворений Некрасова. И если кто-нибудь из них,
бывало мешал другим, товсе в один голос так и напускались на маленького шалуна. Только одно было плохо: много хлопот было с отцами. Детей желающих ходить в школу, было много, но не всегда бывало их пускали.
Чаадаевская сссредняя школа была организована в 1918 году.
Первым директором был В.И. Мокеев. В 1930 году в школе была образована пионерская организация. Первыми пионерами являлись
Царева Л.М., Русаковы Николай и Алексей, Лобаненков Дмитрий.
Галстуки повязывали только на пионерские сборы. Иначе кулаки поднимали насмех.
В 1933 году в г. Муроме открыли дом пионеров, и пионеры села часто ездили туда. В дружине было 80 пионеров. Пионерские отряды были под номерами. В годы В О В писали письма бойцам,шили кисеты. Оиз них сейчас среди экспонатов школьного музеяБоевой Славы. В 1937 году в Муромский район приезжает репрессированный известный белорусский поэт Язеп Пуща
(И.П. Плащинский). Сначала он работает в Монаковской школе
(ныне Навашинского района), а в августе 1941 года был переведен
В Чаадаево.И так по состоянию здровья он был демобилтизован из армии, то в 1942г он стал директором школы и занимал эту должность до 1958 года включительно. И.П. был крестьянином по происхождению, ему были близки забота селян, Не раз он поражал сноровкой в луговую пору. По отзывам коллег и учеников, И.П.был
Учителем от бога. По его инициативе был заложен школьный сад и поныне радующий чаадаевцев. Под его руководством учащиеся посылали бойцам немудреные подарки. Он стал организатором и первый в районе ученической производственной бригады, слава
о которойгремела по всей области. И,Павлович никому не рассказывал, что он поэт, об этом узнали позже. А тогда очень немногие знали, что И.Плащинский и Язеп Пуща одно и тоже лицо. В свободные от многих забот часы директор школы становился поэтом. И сейчас в селе живет дочь поэта Дроздова В.И., долгое время проработавшая в школе учителем русского языка и литературы. В.Иосифовна сейчас на заслуженном отдыхе, но является постоянным гостем литературного кружка «Маяк» при школьном литературно-краеведческом музее. В октябре 1964г. был
заложен первый камень нового здания. В любую погоду можно было видеть строителей на этом важном обьекте. « Ребята каждый день бегали смотреть красавицу-школу. Морозный день, а на душе у всех радостно: ведь это нам придется учиться в новой школе.
Директор школы Калачев В.И. и гости горячо поздравили ребят с новосельем.
Добавить комментарий